Постановление
Президента Республики Узбекистан
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РЕФОРМИРОВАНИЮ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
В целях дальнейшего реформирования и либерализации банковской системы, обеспечения ее устойчивого развития, повышения эффективности работы коммерческих банков, увеличения уровня их капитализации, широкого участия в инвестиционных процессах и структурных преобразованиях экономики:
1. Определить приоритетными направлениями дальнейшего углубления реформ и либерализации в банковской системе:
реализацию конкретных мер по укреплению денежного обращения, повышению устойчивости национальной валюты и ее обменного курса, стимулированию увеличения вкладов населения на депозиты банков, вовлечению в банковский оборот значительных финансовых средств и потоков, которые еще остаются во внебанковском обороте;
укрепление и повышение устойчивости коммерческих банков, принятие конкретных мер по капитализации банков, увеличению их уставных фондов и оборотных средств, оздоровлению и повышению доходности кредитных портфелей;
осуществление полной приватизации коммерческих банков, формирование полноценного рынка банковских и лизинговых услуг, создание совместных банков с широким привлечением международного банковского и финансового капитала;
дальнейшее совершенствование инструментов денежно-кредитной политики, включая проектное финансирование, принятие конкретных мер по унификации наличного и безналичного денежного обращения и форм расчетов, развитию различных видов потребительских кредитов, стимулирующих покупательский спрос на товары отечественных производителей;
активное участие коммерческих банков в структурных преобразованиях экономики, реализации инвестиционных программ, вовлечении средств для инвестирования, в первую очередь, в отрасли реальной экономики;
широкое участие коммерческих банков в процессах приватизации и акционирования предприятий, значительное расширение операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг и участие банков в доверительном управлении предприятиями;
укрепление коммерческих банков профессионально подготовленными, высококвалифицированными кадрами, повышение ответственности и культуры банковских работников.
2. Утвердить разработанную Центральным банком, Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистана совместно с коммерческими банками Программу реформирования и развития банковского сектора на 2005—2007 гг., согласно приложению.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2008 года № УП-4055 — СЗ РУ, 2008 г., № 48, ст. 470)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № ПП-3270 — Национальная база данных законодательства, 25.09.2017 г., № 07/17/3270/0004)
5. Считать одной из приоритетных задач коммерческих и частных банков на территории республики активное и более широкое их участие в доверительном управлении акционерными обществами.
Для расширения участия коммерческих банков в процессах приватизации разрешить коммерческим банкам участвовать на первичном рынке ценных бумаг и приобретать в установленном порядке акции приватизируемых предприятий в размере до 50 процентов от их выпуска.
6. Освободить на период до 1 января 2010 года от налогообложения доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов по акциям (долям) коммерческих банков.
7. Госкомимуществу с участием Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан осуществить в 2005-2006 годах приватизацию банка «Асака», а в 2005—2009 годах — приватизацию Национального банка внешнеэкономической деятельности с реализацией части государственной доли ведущим зарубежным банкам и международным финансовым институтам.
8. Принять предложения Центрального банка, Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан о предоставлении на период до 2010 года включительно следующих налоговых льгот коммерческим банкам:
освобождение от налога на прибыль (доход) прибыли банков, полученной от предоставления отечественным предприятиям инвестиционных кредитов на срок свыше трех лет и направленной на увеличение собственного капитала банков. Обеспечить в статистической и банковской отчетности отражение указанной в настоящем пункте прибыли банков по предоставленным долгосрочным кредитам;
исключение из налогооблагаемой базы расходов коммерческих банков по открытию мини-банков, создаваемых в соответствии с утвержденными государственными программами.
9. Рекомендовать коммерческим банкам в соответствии с международными банковскими нормами принимать активное участие в реализации инвестиционных программ путем широкого внедрения в практику синдицированных кредитов, в том числе с привлечением зарубежного банковского капитала.
10. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Ассоциацией банков Узбекистана, коммерческими банками:
усилить в коммерческих банках процедуры экспертизы инвестиционных проектов и принятия коллегиальных решений по выделению инвестиционных кредитов;
укрепить высококвалифицированными кадрами структурные подразделения банков, занимающихся вопросами проектного инвестирования, предоставлением и обслуживанием инвестиционных кредитов;
открыть в Банковско-финансовой академии факультет проектного финансирования, а также соответствующие курсы повышения квалификации банковских работников.
11. Центральному банку, коммерческим банкам совместно с Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан в трехмесячный срок:
провести комплексный анализ кредитных портфелей коммерческих банков, включая кредиты, гарантированные правительством;
разработать по каждому коммерческому банку программу реструктуризации проблемных кредитов, включающую возможность продажи долговых обязательств предприятий третьим лицам по дисконтной стоимости, списания на убытки банков сумм безнадежных кредитов предприятий, ликвидированных и реализованных в ходе процедур банкротства;
внести в Кабинет Министров предложения по выпуску государственных ценных бумаг под обеспечение реструктуризованных кредитов коммерческих банков, выданных под гарантию правительства.
12. Установить порядок, в соответствии с которым в 2005—2007 годах коммерческим банкам предоставляется право:
первоочередного взыскания задолженности ликвидируемых предприятий-банкротов по выданным им кредитам, гарантированным Правительством Республики Узбекистан;
передачу по решению суда в собственность банка предприятия, находящегося в ликвидационной процедуре в связи с возбужденным банком иском о банкротстве, имеющего в составе кредиторской задолженности 70 и более процентов задолженности по кредитам банка, в том числе для последующей его продажи отечественным и иностранным инвесторам с направлением полученных средств на погашение кредиторской задолженности.
Установить, что имущество коммерческих банков, приобретенное в результате перехода в собственность банка предприятия, находящегося в ликвидационной процедуре в связи с возбужденным банком иском о банкротстве, не подлежит обложению налогами на имущество и землю до момента его реализации новым собственникам.
13. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за исполнением действующего законодательства о банках в части недопущения вмешательства в деятельность коммерческих банков органов государственной власти на местах, привлечения банков и их филиалов для выполнения мероприятий и работ, не связанных с деятельностью банков. Виновных должностных лиц, нарушающих законодательство, привлекать к административной и уголовной ответственности.
14. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Центральным банком, Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами, ведомствами и коммерческими банками в месячный срок:
представить в Кабинет Министров предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, предусматривающих упрощение внесудебного порядка обращения взыскания на имущество, оформленное в качестве залога под обеспечение банковских кредитов;
привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим постановлением.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М. Муллажанова.
Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ
г. Ташкент,
15 апреля 2005 г.,
№ ПП-56
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
постановлению Президента Республики
Узбекистан от 15 апреля 2005 года № ПП-56
Программа дальнейшего реформирования и либерализации банковского сектора на 2005—2007 гг.

Мероприятия

Форма
реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

I. Дальнейшее совершенствование инструментов денежно-кредитной политики и создание эффективно функционирующего денежного рынка

1.

Проведение денежно-кредитной политики в координации с динамикой макроэкономических и бюджетных показателей, совершенствование инструментов управления монетарными агрегатами

Комплекс мер

Постоянно

Центральный банк, Министерство экономики, Министерство финансов

2.

Проведение ежедневных торгов кредитными ресурсами на межбанковском электронном рынке и совершенствование системы индикаторов денежного рынка

Комплекс мер

I полугодие 2005 г.

Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки

3.

Совершенствование механизма регулирования обязательных резервов, предусматривающих стимулирование привлечения банками долгосрочных ресурсов

Изменения в нормативной
базе

I квартал 2005 г.

Центральный банк

II. Расширение участия банков в инвестиционных процессах, кредитовании субъектов экономики и приватизации государственных предприятий

4.

Совершенствование механизмов залога недвижимости, оценки и реализации заложенного имущества, имущественной ответственности организаций-оценщиков

Проект изменений
в Закон
«О залоге»

I полугодие 2005 г.

Центральный банк, Министерство экономики, Ассоциация банков Узбекистана

5.

Формирование законодательной базы ипотечного кредитования, дальнейшее развитие правовых основ рынка недвижимости

Разработка
проекта Закона
«Об ипотеке»

I полугодие 2005 г.

Министерство экономики, Центральный банк, коммерческие банки

6.

Разработка упрощенного механизма по передаче по решению суда в собственность банка предприятия, находящегося в ликвидационной процедуре в связи с возбужденным банком иском о банкротстве, имеющего в составе кредиторской задолженности 70 и более процентов задолженности по кредитам банка

Изменения в нормативной
базе

I полугодие 2005 г.

Министерство экономики, Центральный банк, Высший хозяйственный суд, коммерческие банки

7.

Развитие альтернативных торговых площадок и систем электронной торговли на рынке ценных бумаг, создаваемых при участии коммерческих банков

Комплекс
мер

I полугодие 2005 г.

Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг

8.

Разработка мер по выпуску коммерческими банками долговых ценных бумаг под обеспечение выданных кредитов и других активов

Изменения в нормативной
базе

I полугодие 2006 г.

Центральный банк, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг, коммерческие банки

9.

Развитие коммерческими банками системы предоставления синдицированных кредитов для финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением зарубежного банковского капитала

Изменения в нормативной
базе, комплекс
мер

В течение 2005 г.

Центральный банк, коммерческие банки

10.

Совершенствование практики кредитования сельскохозяйственного производства, в том числе фермерских и ширкатных хозяйств

Проект решения Правительства

I полугодие 2005 г.

Центральный банк, Министерство финансов, Минсельводхоз, коммерческие банки

III. Дальнейшее расширение финансовой поддержки субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства

11.

Создание рыночной инфраструктуры страхования по поддержке субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства

Изменения в нормативной
базе

I полугодие 2005 г.

Министерство финансов, Ассоциация банков Узбекистана, страховые компании

12.

Совершенствование действующих форм и видов финансирования субъектов малого бизнеса путем внедрения в практику новых комплексных банковских услуг и продуктов.

Комплекс
мер

II полугодие 2005 г.

Ассоциация банков Узбекистана, Торгово-промышленная палата, коммерческие банки

13.

Совершенствование законодательной и нормативной основы создания и деятельности кредитных союзов

Проект изменений
в Закон «О кредитных
союзах» и соответствующей нормативной базе

III квартал 2005 г.

Центральный банк, Торгово-промышленная палата, Министерство юстиции

IV. Повышение финансовой устойчивости и капитализации банков, стимулирование создания банков с частным и иностранным капиталом

14.

Пересмотр требований к минимальному размеру уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков

Изменения в нормативной базе

В течение 2005-2006 гг.

Центральный банк

15.

Разработка программ повышения уровня капитализации банков и увеличения активов банков за счет выпуска и реализации дополнительных эмиссий акций

Комплекс мер

В течение 2005-2006 гг.

коммерческие банки, Ассоциация банков Узбекистана, Центральный банк

16.

Разработка предложений по стимулированию создания коммерческих банков с участием иностранного капитала, включая предоставление преференций и льгот.

Комплекс мер

III квартал 2005 г.

Министерство финансов, Центральный банк, Государственный налоговый комитет

17.

Совершенствование законодательства по созданию частных коммерческих банков

Проект решения Правительства

I полугодие 2005 г.

Центральный банк

18.

Проведение комплексного анализа кредитных портфелей коммерческих банков, включая кредиты, гарантированные Правительством

Комплекс мер

1 полугодие 2005 г.

Центральный банк, коммерческие банки, Министерство финансов, Министерство экономики

19.

Реструктуризации проблемных кредитов коммерческих банков, выданных под гарантию Правительства, и внесение предложений по выпуску государственных ценных бумаг под их обеспечение

Проект решения Правительства

III квартал 2005 г.

Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономики, Национальный банк ВЭД и другие коммерческие банки

20.

Проведение мероприятий по приватизации банка «Асака» и Национального банка внешнеэкономической деятельности

По графику

В течение 2005—2009 гг.

Госкомимущество, Министерство финансов, Центральный банк, банк «Асака», Национальный банк ВЭД

21.

Осуществление организационных мер по объединению Узжилсбербанка и Заминбанка и созданию акционерного коммерческого ипотечного банка «Ипотека-банк»

Учредительные документы

I квартал 2005 г.

Центральный банк, Госкомимущество, Министерство финансов, Узжилсбербанк, Заминбанк

V. Совершенствование системы надзора и регулирования деятельности кредитных организаций

22.

Разработка мероприятий по совершенствованию нормативной базы регулирования капитала банков с учетом изменений в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору

Изменения в нормативной базе

В течение 2005—2007 гг.

Центральный банк

23.

Дальнейшее совершенствование деятельности Национального института кредитной информации при Центральном банке по анализу состояния кредитного портфеля коммерческих банков и выработке мер банковского надзора

Мероприятия

В течение 2005—2007 гг.

Центральный банк

24.

Расширение базы данных Межбанковского кредитного бюро по анализу информации о заемщиках, с включением сведений, публикуемых другими органами, формирование на этой основе кредитных историй и создание системы рейтинговой оценки предприятий

Комплекс мер

В течение 2005 г.

Ассоциация банков Узбекистана, Госкомстат, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг

25.

Создание и организация работы постоянно действующего Комитета по внедрению международных стандартов финансовой отчетности

Комплекс мер

I полугодие 2005 г.

Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономики, Ассоциация банков Узбекистана, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов

26.

Совершенствование системы аудита в коммерческих банках на основе Международных стандартов аудита

Изменения в нормативной базе

IV квартал 2005 г.

Центральный банк, коммерческие банки, аудиторские компании

27.

Передача коммерческими банками функций по кассовому исполнению государственного бюджета другим органам в соответствии в Законом Республики Узбекистан «О казначейском исполнении государственного бюджета»

Проект решения Правительства, изменения в нормативной базе

Согласно графику реализации Закона

Министерство финансов, Центральный банк, Государственный налоговый комитет

28.

Передача коммерческими банками финансовым, налоговым и таможенным органам функций по контролю кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов — своих клиентов, в том числе по обязательным платежам

Проект решения Правительства, изменения в нормативной базе

В течение 2005 г.

Центральный банк. Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет

29.

Переход к исполнению коммерческими банками платежных поручений своих клиентов в порядке календарной очередности

Проект решения Правительства

В течение 2005 г.

Центральный банк. Министерство финансов. Государственный налоговый комитет

VII. Совершенствование системы подготовки банковских кадров, проведение семинаров и прикладных исследований

30.

Дальнейшее совершенствование системы подготовки банковских кадров, в том числе специалистов в сфере финансирования инвестиционных проектов и операций с ценными бумагами

Комплекс мер

В течение 2005 г.

Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия

31.

Принятие мер по дальнейшему совершенствованию методик обучения современному банковскому делу, в том числе с учетом опыта ведущих зарубежных образовательных учреждений

Разработка методик

I полугодие 2005 г.

Банковско-финансовая академия, Региональный банковский учебный центр

32.

Подготовка обзора изменений и тенденций в финансово-банковской сфере

Аналитические материалы

Ежеквартально

Институт по прогнозированию развития и либерализации банковско-финансовой системы

33.

Проведение аналитических и прикладных исследований, в том числе маркетинговых, по оценке спроса на банковские и финансовые услуги

Проведение аналитических работ и исследований

Постоянно

Институт по прогнозированию развития и либерализации банковско-финансовой системы коммерческие банки

34.

Организация семинаров и «круглых столов» по актуальным вопросам развития банковского сектора и расширения спектра банковских услуг, оказываемых корпоративным и розничным клиентам

Организационные мероприятия

2005—2007 гг.

Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия


(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 15-16, ст. 112; 2008 г., № 48, ст. 470; Национальная база данных законодательства, 25.09.2017 г., № 07/17/3270/0004)